Сильнее всего из-за коронавируса пострадали авиакомпании и туристическая отрасль в целом. Первую волну пережили не все, а с наступлением второй продолжилась череда банкротств.
Банкротства авиакомпаний — на очереди следующий претендент
Крупнейший лоукостер — норвежская авиакомпания Norwegian Air — подал документы на банкротство. Это, третий перевозчик Европе среди лоукостеров по пассажиропотоку. Правда, компания еще пытается договориться с кредиторами, чтобы выжить. Заявка подана в Исландии с целью пройти проверку на банкротство и получить судебную защиту защиты от кредиторов. Процесс может растянуться еще на полгода.
Norwegian Air базируется в пригороде Осло. По размерам среди европейских лоукостеров уступает только Ryanair и EasyJet. До весны 2020 у компании было более 330 маршрутов в Европе,на Ближнем Востоке и в Африке. Закрытие трансатлантических перелетов больно ударило по перевозчику.
«Наша цель — уменьшить задолженность, оптимизировать флот и привлечь новый капитал», — говорится в заявлении Norwegian Air.
Что будет дальше: банкротство авиакомпании из-за коронавируса?
Маршрут поездок очень сильно ограничен из-за коронавируса, но авиакомпания продолжает летать. За 3й квартал 2020 она смогла перевезти 1 000 000 клиентов — в десять с половиной раз меньше, чем за 3й квартал прошлого года.
Акции за это время подешевели на 98%, а операционный убыток за последний квартал превысил 300 млн долларов. Чтобы продолжить работу в 2021 году, перевозчику нужны дополнительные ресурсы, которых у авиакомпании нет. Государство помогло Norwegian Air, предоставив в мае заем: около 290 миллиона долларов, но оказывать дополнительную помощь отказывается.
Правительство Норвегии заявляет, что старается улучшить экономическую ситуацию для авиационной отрасли, которая терпит убытки во всем мире. Норвежские компании освобождаются от налогов, им финансируют необходимое транспортное обслуживание, дают займы и ссуды, но спасение Norwegian Air не входит в их планы.
«Использование средств налогоплательщиков для отдельных авиакомпаний больше не оправдано» — заявляют чиновники.
Банкротство авиакомпании Норд Винд и других российских перевозчиков
На грани банкротства оказались и российские авиакомпании:
- Норд Винд (Северный ветер),
- Уральские авиалинии,
- Ютэйр
.Росавиации прогнозирует общие потери к концу года выше отметки 100 млрд. руб. В истории пассажирских авиаперевозок еще не случалось настолько масштабного кризиса. Ситуация остается критической до сих пор, хотя государство снизило сборы и ввело мораторий на банкротство по требованиям кредиторов. Прибиль авиаперевозчиков остается рекордно низкий, платить долги нечем.
А/к «Северный ветер» (Nordwind Airlines) еще летом начала отменять полеты, что породило слухи о банкротстве — но официального объявления или очевидных указаний на это нет.
На грани банкротства оказались «Уральские авиалинии» Авиакомпания «Уральские авиалинии», хотя владелец и генеральный директор Сергей Скуратов не подтверждает эту информацию. Руководство взяло новые кредиты, получило помощь от государства и договорилось об отсрочках платежей. Владелец а/к планирует вернуться к финансовым показателям 2019 года лишь летом 2021-го.
Еще одна авиакомпания под ударом — «Utair», которая допустила дефолт 12-летним кредитам и получила иск от кредиторов еще в марте этого года. Признавать себя банкротом перевозчик не намерен.
Кризис в стане туроператоров
Акции немецкого туроператора TUI могут быть выкуплены правительством по минимальной цене — фактически речь идет о национализации компании. Возможно, это его единственная надежда на спасение. Весной государство уже выделило туроператору €3 млрд, но эти деньги уже закончились. Теперь идут переговоры о переводе дополнительных 1,5-1,8 миллиардов.
С большой вероятностью TUI начнет распродавать находящиеся у нее в собственности недвижимость и отели, чтобы удержаться на плаву. Для роста капитализации туроператор планирует выпустить новые акции.
В третьем квартале 2020 года выручка TUI снизилась на 98% — несмотря на сокращение расходов компании на 70%. И никто уже не ждет чуда от 2021 года — несмотря на наличие ранних бронирований на лето. Оператор рассчитывает на восстановление только в 2022 году.
Нечто похожее происходит с авиакомпанией Lufthansa. В обмен на финансовую помощь в размере 9 миллиардов евро весной немецкое правительство купило 25% акций авиакомпании. 25 лет назад, до 1994 года Lufthansa была государственной компанией, но затем стала частным предприятием. Теперь ситуация может повернуться в обратную сторону — если перевозчику потребуется дополнительная помощь, государство может выкупить еще 25% и стать владельцем контрольного пакета акций.